Атомный ледокольный флот — ключевое звено в обеспечении геополитических интересов России в Арктике. Главной морской коммуникацией и судоходным маршрутом в российской Арктике является Северный морской путь (СМП) — кратчайший путь из Европы в Азию.
Например, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через СМП составляет около 6 тыс. морских миль, а через Суэцкий канал — более 12 тыс. морских миль. В 2019 году объем перевозки грузов по Севморпути составил 31 млн тонн. Согласно прогнозам, к 2035 году грузопоток по трассе вырастет до 160 миллионов тонн. Активность перевозок по СМП будет расти, в том числе с расширением добычи нефти и газа на северных территориях. Для освоения месторождений полезных ископаемых и последующей транспортировки сырья необходимо создание арктической портовой инфраструктуры — терминалов для перевалки, отгрузки.
Увеличение грузоперевозок — стимул для развития и восстановления всего транспортного комплекса: автомобильных и железнодорожных подъездных путей, портов приарктических регионов. Запланировано создание хабов для международных перевозок на базе аэропортов. Также компании-перевозчики заинтересованы в безопасности перемещения грузов, для которой необходимо развитие судоремонтных предприятий.
Благодаря проектам по обновлению инфраструктуры Севморпути появятся сотни тысяч рабочих мест, при этом считается, что одно рабочее место в Арктике создает несколько десятков рабочих мест в целом по стране. Эти факторы делают СМП транспортной артерией, необходимой не только для северных регионов, но и для экономики всего государства.
Для проводки судов в тяжелых ледовых условиях нужны современные атомные ледоколы. Модернизация и расширение ледокольного флота обеспечивает заказами российские судостроительные заводы, а это, в свою очередь, положительно влияет и на развитие судостроения в стране. Атомный ледокольный флот непрерывно совершенствуется на протяжении 61 года, а началась его история с ледокола «Ленин», который называют «дедушкой „Атомфлота“».
Когда появился первый в мире атомный ледокол?
Для северной навигации требовался новый тип ледокола, способный сопровождать караваны судов в течении долгого времени, так как дизельным ледоколам хватало запаса топлива максимум на месяц-другой хода. В 1953 году Совет Министров СССР постановил разработать мощный арктический ледокол с атомной энергетической установкой.
При создании «Ленина» использовались последние достижения ученых и конструкторов: участвовали более 500 предприятий, были внедрены 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов судового оборудования. Например, главный конструктор Василий Неганов предложил технические решения, позволившие усилить давление корпуса судна на лед для повышения проходимости. Возглавлял проект физик Анатолий Александров, один из основателей советской ядерной энергетики, создатель первой ядерной силовой установки для подводной лодки, принятой на вооружение годом ранее.
Интересный факт: При разработке в ЦКБ-15 («Айсберг») атомоход носил название «Проект 92». Такой номер в таблице Менделеева имеет уран — основа ядерного топлива.
3 декабря 1959 года на «Ленине» был поднят государственный флаг — эта дата стала днем рождения отечественного атомного флота. Таким образом СССР удалось совершить революцию в судостроении и получить технологическое преимущество в разгар холодный войны. Для сравнения: пробная эксплуатация американского атомохода «Саванна» прошла в 1962 году, а на ходу он пробыл всего 10 лет.
Главная гордость «Ленина» и основа его прорыва в гражданском судостроении — атомная силовая установка. Ее мощность составляла 44 тыс. лошадиных сил. Разработали эту установку под руководством Игоря Африкантова, главного конструктора нижегородского ОКБМ.
Игорь Африкантов Главный конструктор ОКБМ
Хорошему конструктору необходимо знать историю, но следует помнить, что прошлое не исчерпывает всех возможностей, в противном случае достигнутое не развивалось бы.
«
»
«Ленин» стал плавучим «атомным университетом», где нарабатывался опыт круглогодичного арктического мореплавания, совершенствовались технологии и готовились кадры для атомного флота нашей страны. В 1961 году экипаж прошел в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставил на паковую льдину научную экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию. До этого полярников доставляли только самолетами — это было дорого, сложно и ограничивало их оснащение оборудованием. На ледоколе был размещен госпиталь, а также медики могли вылетать на вертолете и оказывать помощь работающим на 200 полярных станциях. За 30 лет на «Ленине» сделано более 300 сложных операций. На время работы хирургов останавливался весь караван.
Интересный факт: Атомные ледоколы периодически помогали белым медведям. В 1961 году моряки с борта «Ленина» спасли детеныша медведя, потерявшего мать. Инженер-электронавигатор Александр Гамбургер во время плавания стал опекуном Миши, позднее выросшего медвежонка передали в зоопарк. Инженер прославился умением дрессировать животных, спасенных в арктических рейсах. Другого медвежонка, которого Гамбургер опекал на борту дизельного ледокола «Мурманск», подарили президенту Финляндии.
За 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел свыше 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. Провел сквозь льды в общей сложности 3741 судно. Сейчас атомоход пришвартован в Мурманске и превращен в музей.
Ледоколы прокладывают путь судам в порты на замерзающих акваториях и открывают доступ к Арктическому шельфу, участвуют в научно-исследовательских экспедициях, проводят спасательные операции во льдах, осуществляют туристические круизы на Северный полюс. «Сейчас в нашей стране и за рубежом всем понятно, что без ледокольного сопровождения ни Севморпуть, ни другие проекты в Арктике не имеют перспектив», — говорит Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора — директор Дирекции Северного морского пути.
Благодаря атомной силовой установке ледоколы могут обходиться без «дозаправки» несколько лет, в отличие от дизельных, которым хватает горючего всего на пару месяцев. Ледоколы делятся на разные типы, и у каждого типа свое название (которое иногда совпадает с названием отдельных ледоколов). Атомоход «Ленин» не стал серийным, но опыт, полученный за годы эксплуатации, воплотился в ледоколах второго поколения. В 70−80-х годах в строй вошли еще 4 атомных ледокола типа «Арктика». В 1977 году атомоход «Арктика» стал первым в мире надводным судном, достигшим Северного полюса.
Параллельно с исследованием северных маршрутов активно развивалась промышленность — на севере строились крупные комбинаты, фабрики и заводы. Расширение сроков навигации на морях Арктики способствовало модернизации комплекса предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, освоению лесных массивов, организации добычи драгоценных металлов. Это, в свою очередь, создавало потребность в завозе груза, организации портов и причалов, усиливало транспортные и экономические связи между регионами.
Виктор Боярский Председатель Полярной комиссии РГО
Есть знаковые вещи в нашей истории технических достижений — не только союзного, но и международного значения. К таковым относится, например, корабль «Восток», поднявший Гагарина в космос. Атомоход «Арктика» первым в истории мореплавания достиг Северного полюса. Уже одно это делает его легендой, памятником, достойным того, чтобы следующие поколения увидели его. Возможно, я сужу предвзято, но это соизмеримо с первым полетом в космос.
«
»
Самый узнаваемый ледокол «Атомфлота» — «Ямал», у него на носу изображена акулья пасть. Рисунок появился, когда ледокол в рамках образовательной программы возил детей на Северный полюс. «Это мы нарисовали в 1993 году, — рассказывает Андрей Смирнов, заместитель генерального директора ФГУП „Атомфлот“, о рисунке на „Ямале“. — Мы старались сделать улыбку, но если не совсем хорошо получилось, то уж извините. С тех пор так и поддерживаем ее. А когда мы в этом году попытались ее закрасить, губернатор пришел и сказал: „Что вы делаете, ребята?! Это уже бренд Мурманска“».
«Ямал» спроектирован для зимнего обеспечения морских путей в северных водах, оснащен двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил.
Ледокол «50 лет Победы» — крупнейший в мире (его длина — 159 метров сопоставима с длиной 35 легковых автомобилей) и пока самый молодой (введен в эксплуатацию в 2007 году). Зимой 2016−2017 гг. в условиях полярной ночи «50 лет Победы» провел суда от Берингова пролива до Обской губы в Карском море, доказав возможность круглогодичных коммерческих рейсов по Севморпути в будущем, когда появятся новые универсальные атомные ледоколы. Кроме основной работы, этот ледокол возит на Северный полюс туристов, а в 2013 году доставил туда и Олимпийский огонь. Эксперты видят потенциал в развитии туристического направления, согласно прогнозам северное побережье России может стать территорией для развития экологического туризма. Высокая стоимость и спрос на такие путешествия будут подспорьем для строительства сопутствующей инфраструктуры.
Как устроены атомные ледоколы?
У ледокола типа «Арктика» — два атомных реактора и два резервных дизельных двигателя для экстренных случаев. Реакторы абсолютно безопасны для экипажа и окружающей среды — их корпус окружен специальной защитой, а при внештатной ситуации они могут быть заглушены. По всему судну установлены более ста сцинтилляционных датчиков, обеспечивающих постоянный мониторинг для радиационной безопасности. На ледоколе «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащенный оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.
Интересный факт: Водоизмещение ледокола «50 лет Победы» — 25 840 тонн — это как десять олимпийских бассейнов (размером 50×25×2 метра). Без дозаправки топливом судно может ходить 5 лет. Автономность (по запасам провизии) — полгода. Мощность — 75 тыс. лошадиных сил (в 75 раз больше мощности мотора гоночного болида Формулы-1).
Бочкообразная форма атомных ледоколов не позволяет льду сломать или повредить корпус благодаря округлым бортам. В зависимости от прочности и толщины льда ледокол может или «вползать» и проламывать его с ходу, или отойти назад и «набежать» на лед с большой скоростью. Ледокол движется непрерывно, оставляя позади свободный коридор, в котором может следовать одно или несколько судов.
Ледоколы будущего — какие они?
В России атомные ледоколы проектирует только одна организация — ЦКБ «Айсберг». В ближайшем будущем «Атомфлот» ждет пополнение: завершаются испытания головного ледокола «Арктика» проекта 22 220, сооружаются ледоколы «Урал» и «Сибирь», состоялась техническая закладка «Якутии», скоро начнется строительство пятого ледокола этой серии — «Чукотка».
«Арктика», в отличие от действующих ледоколов, сможет обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах, так и на мелководных участках, а также в устьях полярных рек. Как этот атомоход объединит функции разных типов ледоколов? У «Арктики» двухосадочная конструкция. Благодаря быстродействующей балластной системе ледокол сможет менять глубину погружения для прохода по рекам и работы в арктических водах.
Новое поколение атомоходов увеличит грузопоток по Северному морскому пути на десятки миллионов тонн в год. Основным грузом станут сжиженный природный газ, нефть, уголь — продукция отечественных арктических проектов, которая пойдет на международный рынок.
По проекту 10 510 «Лидер» планируется построить три атомных ледокола, они станут самыми мощными в мире. В июле 2020 года началось строительство головного ледокола этой серии. Максимальная толщина льда, которую сможет преодолеть «Лидер» — 4 м, а ширина судоходного канала — 50 м, это даст каравану больше безопасного пространства для маневра. Основное предназначение этого ледокола — расширить транспортные возможности СМП.
Ледокол «Лидер» 3D визуализация
«Лидер» обеспечит круглогодичную навигацию на восточном участке Северного морского пути, сейчас она доступна только на маршрутах в его западной части. Конструкция позволит «Лидеру» проводить сквозь льды крупнотоннажные суда, огромные танкеры и газовозы ледового класса, которые сейчас не могут пользоваться Севморпутем. Размеры этих грузовых судов снизят себестоимость транзита по СМП.
Атомным ледокольным флотом управляет предприятие Росатома ФГУП «Атомфлот». В ближайшем будущем Росатом рассчитывает стать глобальным игроком на рынке морских перевозок, войти в топ-15 крупнейших морских перевозчиков в мире. Если арктическая морская система станет прибыльным транспортным коридором — это повысит уровень жизни девяти российских регионов, имеющих выход в Арктику. Комплексное развитие этих территорий подразумевает создание современных систем связи и навигации, обеспечение портов логистикой и насыщение энергетическими мощностями, расширение группировки атомного ледокольного флота и создание объектов инфраструктуры.
Нельзя рассматривать такое развитие без улучшения жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения круглогодичной транспортной доступности, квалифицированной медицинской помощи и высокоскоростного интернета в северных населенных пунктах. Полноценная реализация таких проектов не только сделает Северный морской путь глобальной транзитной артерией, но и даст импульс социально-экономическому подъему всей страны.
Рукша Вячеслав Владимирович Заместитель генерального директора — директор Дирекции Северного морского пути
Атомная энергия обеспечивает России безоговорочное лидерство в высоких широтах, но только при наличии универсальных атомных ледоколов наша страна в полной мере откроет миру все возможности и преимущества Северного морского пути.
«
»
Еще больше об атомной промышленности — на сайте www.atom75.ru
Читайте также:
«Лидеры» во льдах: как атомные ледоколы помогают России в покорении Арктики →
Какую роль играет Россия в строительстве искусственного Солнца на Земле →
Как Россия реализует один из главных мировых проектов в атомной энергетике →
Как российские ядерные двигатели помогут людям найти в космосе новый дом →